И снова про цены на кофе…

Андрей Викторович Савинов

В последнее время можно часто услышать вопрос, почему цены на кофе, особенно на робусту, вновь пошли вверх и что можно ждать в дальнейшем.

Постараюсь кратко изложить свое мнение, не перегружая читателя обстоятельными статистическими выкладками.

Для начала хотел бы обратиться к своему материалу о ценах на кофе, размещенном на нашем сайте в декабре 2019 г. В нем были сделаны два основных вывода:

- длительный период преобладания низких цен, нанесший существенный урон кофейному производству, закончился, и в долгосрочном плане тенденция цен будет повышательной;

- главное, нужно осознать, что мы живем в новой ценовой реальности.

Начавшаяся вскоре пандемия внесла свои коррективы, однако по ее завершении все вернулось на круги своя и сегодня мы действительно оказались в новой реальности, причем в ней первую скрипку играет не арабика, как это было ранее, а робуста. 

Что же произошло за эти годы?

По сравнению с концом 2019 г. биржевые цены возросли почти вдвое, на робусту даже больше.

Два года подряд — в 2021/22 и 2022/23 кофейных годах (условный кофейный год с октября по сентябрь) — потребление кофе существенно превышало уровень производства, запасы сырья в основных странах-потребителях стали резко сокращаться. Дело, однако, далеко не в общих цифрах, а в том, что стоит за ними. Потребление кофе росло за счет появления новых крупных игроков, в первую очередь стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Например, в десятке ведущих стран-потребителей появились Филиппины и Китай. А как доказано практикой, в новых странах-потребителях на начальном этапе в качестве основного продукта выступает растворимый кофе, что неминуемо ведет к росту спроса на робусту.

Список основных производителей робусты узок — Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Уганда, Индия, а производство в этих странах в последние годы стагнирует, годы с падением урожая сменяются годами с ростом, которого едва хватает для восполнения потери в предшествующий период. А вот если падение производства в конкретный год имеет место одновременно в нескольких из перечисленных стран, ситуация становится тревожной и на рынке возникает дефицит робусты. 


В отношении текущего 2023/24 года, к сожалению, тоже порадовать нечем. Общие цифры внешне смотрятся неплохо — ожидается, что впервые за последние годы объем производства кофе, пусть и незначительно, но превысит объем потребления.

При этом ожидается, что производство арабики возрастет более чем на 10%. Только вот производство робусты вновь сократится — на 3–4% по сравнению с предыдущим годом, а это до 3 млн. мешков. В итоге дефицит робусты обостряется.

В 2023 году очередной этап роста цен начался с октября, цены на арабику на сегодняшний день выросли на 30%, на робусту на 45%, причем цены на робусту достигли максимального уровня за последние 30 лет. Цены на робусту хорошего качества вплотную приблизились к ценам на бразильскую сухую арабику. Показателен в этом плане февральский прейскурант хорошо известного кофейного трейдера Южной Европы, где робуста традиционно является одним из основных компонентов смеси. В этом прейскуранте Бразильская арабика 17/18 NY2 файн-кап стоит по 5,0, робуста сухой обработки хорошего качества по 4,55–4,80 в зависимости от сорта, а мытая индийская робуста уже по 5,15. Это означает, что если бы в прейскуранте был бразильский грайндерс гуд-кап, то его цена должна была бы оказаться ниже указанного диапазона цен на робусту.

Возникшая ситуация дает основания полагать, что дальнейший рост цен неизбежен, причем в отличие от прошлых лет именно робуста становится драйвером роста. Это сулит много нежелательных сюрпризов, поскольку игроков на биржевом рынке робусты существенно меньше, чем на рынке арабики, им легче манипулировать, а препятствий для движения вверх нет, поскольку, как уже было отмечено, подобных цен на робусту не было тридцать лет. 

На вопрос, что будет дальше, хочется ответить стандартной фразой — «хороший вопрос».

Конечно, пока еще не до конца понятно, что будет с урожаем робусты в 2024/25 году, полагаю, что ситуация прояснится ближе к концу лета. Можно, конечно, исходить из догмы о том, что рынок все расставит по своим местам и производители, в первую очередь растворимого кофе, начнут замещать робусту относительно дешевой арабикой, однако, насколько я понимаю, это не самый простой вопрос, да и последствия такого замещения предвидеть трудно.

Так что, возвращаясь к началу заметки, нужно осознать, что мы живем в новой реальности мирового кофейного рынка, как ценовой, так и товарной, и принимать решения следует исходя из этого.